Иудейские обряды

Благословение и разрыв одежды

По еврейским традициям, проводы умерших — одна из наиважнейших заповедей, результаты выполнения которой человек ощущает как в этом мире, так и в загробном. В связи с этим, члены Хевра Кадиша, обязательно состоящие из евреев, всегда были уважаемы и пользовались почетом.

Убедившись, что человек умер, начинают церемонию произнесения благословления. Стоя, все присутствующие разрывают по краю верхнюю или нижнюю одежду на себе. По завершении покойнику опускают веки и в помещении остаются только члены Хевра Кадиша. С усопшего снимается имеющиеся украшения и тело укладывается горизонтально. Снимается одежда до рубашки и, от ступней до изголовья, умерший полностью окутывается в льняную простыню. В помещении открывается окно, а у изголовья покойного ставится свеча.

По прошествии двадцати минут, после смерти, тело поднимают с ложа и бережно опускают на пол, заранее подготовленный для этого (уложена солома и т.д.). Голову умершего слегка приподнимают и фиксируют в таком положении, ноги вытягивают а руки укладывают с выпрямленными пальцами. Зеркала, имеющиеся в комнате, на весь период пребывания покойного, закрывают материей или отворачивают. Усопший не должен быть в комнате один, около него всегда должен быть охранник (шомер), а если умерла женщина — охранница (шомерет).

Очищение и облачение тела

В случае перевозки в морг, тело, по распоряжению Габая, укладывается в гроб и сопровождается до кладбища. Прибыв, члены Хевра Кадиша, кроме кровных родственников покойного, на носилках переносят гроб в морг для проведение обряда очищения. Присутствие лиц, не являющихся членами Хевра Кадиша, не допускается.

После очищения приступают к обряду облачения. Надевание брюк, рубашки, савана, перчаток и пояса происходит в определенной последовательности, различной для мужчин и женщин. Волосы гладко зачесываются, подвязываются льняной лентой, имеющей завязку по форме буквы «шин», и надевается шапка. В гроб заранее укладывается вуаль и шаль.

По одним обычаям принято хоронить мужчину непосредственно в талите, при этом в будни, после его надевания на покойного, надрывают цицит. По другим традициям тело накрывают талитом только после опускания в могилу. Мужчину накрывают некошерным талитом, в случае прижизненного его ношения. Женщину покрывают простыней белого цвета. Убитого или погибшего принято хоронить в одежде, в которой смерть пришла к нему.

Проводы усопшего

Перед укладкой в гроб стружка, которая есть в наличии, укладывается так, чтобы изголовье получилось на возвышении. Усопшего укладывают в гроб, соблюдая при этом определенный порядок действий. Одежда и другие вещи покойного, запачканные его кровью, укладываются в пустой гроб (на дно) для захоронения вместе с телом. Таким же образом поступают и с отдельными (оторванными, отрезанными и т.д.) частями тела усопшего. Крышкой гроб накрывают оставив немного приоткрытым изголовье, затем накрывают полотном черного цвета и устанавливают к выходу ногами. Читают молитву, Псалмы.

Если покойника не перевезли в морг и проводы делают в доме умершего, обряды очищения, одевания, надрыва одежды осуществляют дома. В случае, когда разрыв одежды дома не производили, это делается в траурном зале.

Крышку гроба крепят винтами и гроб помещается в катафалк таким образом, чтобы ноги усопшего при движении направлялись вперед. Члены Хевра Кадиша осуществляют вынос гроба. При прощании, если оно задумано, гроб устанавливается перед местом оратора, ногами в направлении выхода. После идет чтение текстов молитв.

Траур и законы захоронения

Далее все скорбящие, предварительно сняв обувь, отправляются в траурный зал, для присутствия при чтении поминальной молитвы.

После погребения, на выходе из кладбища, присутствующие образуют два ряда, чтобы выразить свои соболезнования родственникам умершего, проходящим посередине.

Некоторые законы захоронения:

-  на ночь усопшего оставлять запрещено, исключение составляют ситуации, когда, например, не готовы некоторые документы, смерть произошла в праздник или субботу, родственники не имеют возможности попрощаться с умершим и т.д.;

-  кремировать тело категорически запрещено;

-  на кладбище необходимо соблюдать размеры могилы и определенное расстояние и дистанцию между могилами;

-  на еврейском кладбище запрещено хоронить нееврея по галахе. Еврея религиозного не хоронят рядом с нерелигиозным. Новое кладбище желательно разделить на три сектора: религиозные евреи, нерелигиозные и неевреи по галахе, с соблюдением определенного расстояния между ними. Только в третьей части разрешено хоронить прах кремированных и тела самоубийц.